Автобусы на солнечных батареях: FlixBus запустил международные рейсы

Автобусы на солнечных батареях: FlixBus запустил международные рейсы

Стремительное повышение производительности фотоэлектрических панелей привело к началу их использования на транспортных средствах. Помимо частных автомобилей, фотовольтаикой стали комплектоваться и автобусы. До последнего времени сгенерированная батареями энергия шла только на обеспечение питанием вспомогательных внутренних систем – кондиционирования, отопления, зарядки электронных устройств и т.д. Однако в последние несколько лет на дорогах многих стран мира появились и полноценные электробусы.

«Зеленый» перевозчик FLIXBUS и его автобусы

Одной из самых известных на европейском рынке междугородных перевозок является компания FlixBus. В 2018 году она запустила электрические автобусы по нескольким внутренним французским, американским и немецким маршрутам, а к началу 2020 года стартовал первый проект массовых перевозок между Германией и Соединенным Королевством. Остановки совершаются в городах:

  • Дортмунд (ФРГ);
  • Эйндховен (Нидерланды);
  • Антверпен и Брюгге (Бельгия);
  • Кале (Франция);
  • Лондон (Великобритания).

В качестве транспортных средств используются модифицированные двухэтажные автобусы класса «люкс» FUTURA FDD2, которые изготавливает голландский автогигант VDL. Размеры солнечных панелей, установленных на крыше автобуса, превышают 12 кв. метров, а их толщина настолько мала, что не создает дополнительного аэродинамического сопротивления. Поскольку мощности мини СЭС от FlixBus пока недостаточно для обеспечения полного перехода на электромотор на длительных международных перевозках, FUTURA FDD2 является гибридным.

В электрическую часть системы входят:

  • гелио панели;
  • инвертор преобразования постоянного тока в переменный;
  • контроллер зарядки;
  • аккумуляторные батареи;
  • кабельная «разводка» на двигатель, системы кондиционирования, отопления, устройства мультимедиа и зарядки электроники, а также прочее бортовое оборудование.

Помимо использования электричества для создания комфорта пассажиров, генерация фотовольтаики позволяет довести среднюю экономию классического углеводородного топлива почти до 2 литров на 100 км. Это позволяет компании уменьшать выбросы CO2 в атмосферу примерно на 6%.

Гарантийный срок службы тонкопленочных солнечных панелей на автобусах FlixBus составляет не менее 25 лет. В перспективе общую производительность фотоэлектрической системы планируется увеличить, чему должно поспособствовать заключение договора о сотрудничестве с британской фирмой Trailar. Специализация англичан – разработка тонкопленочных солнечных модулей для транспорта служб доставки товаров.

В настоящий момент частота курсирования по маршруту составляет два раза в неделю, со второго квартала 2020 года ее планируется увеличить вдвое.

Примечание: инновационный перевозчик FlixBus известен также гибридными солнечно-водородными автобусами, где роль накопителя энергии играет симбиоз обычной АКБ и топливных элементов на базе водорода.

Первые электробусы других стран

Идея электрических автобусов не нова, и в светлое время суток их давно эксплуатируют на внутренних маршрутах многие страны мира.

1. Австралия

Самым ранним серийным электробусом на солнечной энергии в мире принято считать австралийский проект «Tindo». В одном из крупнейших городов континента, Аделаиде, этот вид транспорта курсирует с 2007 года. Питание электромотора происходит от аккумуляторов большой емкости, но на самой крыше солнечных батарей нет. Зарядка АКБ производится перед выходом на линию от крупной внешней СЭС большой мощности на окраине города.

Вместительность автобуса – 40 мест, включая 25 сидячих. Начальной точкой маршрута является Северная Аделаида, конечной – деловой центр Сити. По инициативе местных властей проезд на электробусе полностью бесплатный.

2. Австрия

Австрийцы открыли первый маршрут электробусов четырьмя годами позже, осенью 2011, в городке Перхтольдсдорф. Небольшой КПД панелей того времени не позволил сделать транспортное средство полностью автономным, но часть электроэнергии модули на крыше обеспечивали.

Эти автобусы совершают регулярные рейсы по сегодняшний день, и жители их очень любят.

3. КНР

Поднебесная запустила первый гибридный электробус на 100 мест в 2012 году. Проект осуществили в небольшом городке Цыдзыкар. Большая площадь панелей и емкие литий-ионные аккумуляторы обеспечивали до 35% необходимой энергии – в пределах 600-700 Вт на километр.

С тех пор прошло всего 8 лет, и сегодня Китай считается общепризнанным мировым лидером по внедрению современных транспортных технологий во всех областях. Последним известным проектом стал запуск электрических автобусов ART (Autonomous Rail Rapid Transit), которые способны «считывать» свое позиционирование по специальной разметке на дороге.

Как и первый в мире австралийский «Tindo», китайский ART заряжает аккумуляторы энергией, полученной от солнечных батарей ближайшей СЭС. Но современная зарядка его АКБ производится всего за 10 минут, чего хватает на 25 км пути со скоростью 70 км/час.

  1. США

Серийные модели электробусов компании Hot Springs Transit, LLC вышли на дороги Нью-Мексико в 2015 году. Мощность панелей, размещенных на крыше, составляла 2 кВт, а среднесуточное количество пассажиров – 6100 человек.

Сейчас компания эксплуатирует свои экологически чистые автобусы в 19 городах штата, при средней стоимости рейса $ 1-3, в зависимости от расстояния.

  1. Великобритания

Британцы начали внедрять подобные проекты позже, лишь с весны 2017 года. Для крупного промышленного центра  Брайтона был проведен конкурс. Из шести вариантов стартапов победу одержал совместный проект компаний «The Big Lemon» и «Brighton Energy Coop».

После получения финансирования от спонсоров в Брайтоне была возведена сеть промежуточных зарядных станций, для которых критерии выбора солнечных батарей определяла максимальная производительность. Совокупно пункты зарядки получили 120 панелей на 30 кВт. Этого оказалось достаточно, чтобы пустить по наиболее загрязненным районам города 52 электробуса.

5. Уганда

Самой «неожиданной» страной, где можно встретить рейсовые электробусы, называют африканскую Уганду. Разработка компании Kiira Motors способна проехать на одной зарядке до 80 км, перевозя в салоне 35 человек.

Тонкопленочные батареи и электробусы

Весь электрический транспорт комплектуется исключительно легкими и тонкими батареями – это необходимо для сохранения аэродинамики транспортных средств. Одним из видов подобной фотовольтаики являются гибридные полужесткие пленки на базе теллурида кадмия (CdTe) компании First Solar (США).

В Украине продукцию американского «солнечного гиганта» реализует фирма Green Tech Trade. На электрические автобусы она пока не устанавливалась, но активно используется в проектах средней полосы центральных областей страны – например, на СЭС «Могутне». Заказать оборудование и/или монтаж станции Вы можете по телефонам или на соответствующем разделе нашего сайта.

Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству!

СТРОИТЕЛЬСТВО СОЛНЕЧНЫХ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ "ПОД КЛЮЧ"

ГОТОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ