Машина на солнечных батареях пересекла Австралию

Машина на солнечных батареях пересекла Австралию

Первом автомобилю на солнечных батареях исполнилось 60 лет

Вплоть до начала 2000-х солнечные батареи воспринимались как экологически чистое, модное, престижное, но абсолютно бесполезное с экономической точки зрения изобретение. Особенно скептическим было отношение к «солнцемобилям». Их называли дорогими игрушками, способными только на медленные демонстрационные поездки. Однако уже в 1996 году автомобиль «Dream» на солнечных панелях пересек всю Австралию от Дарвина до Аделаиды – 3000 км со средней скоростью 90 км/час. И сегодня не осталось ни одного крупного мирового автопроизводителя, чья линейка авто не включает полностью электрические модели.

История создания «солнцемобилей»

Самым известным первопроходцем на этом пути безоговорочно признается гениальный изобретатель Ханс Тоулструп. Он первым построил болид на солнечных батареях «Quiet Achiever», которому в далеком 1982 году удалось пересечь Австралийский континент без единой поломки. Тогда на это ему потребовалось около недели. Позднее Ханс неоднократно участвовал в гонках на электрических авто, и даже становился чемпионом мира.

В 1990-х инженер продолжал совершенствовать свои творения, и за 14 лет сумел поднять среднюю скорость преодоления трассы длиной в 3000 км с 20 до 90 км/час, а на отдельных участках – до 135 км/час. Тогда это считалось невероятным, а сегодня является обычным показателем для электромобилей среднего класса. Благодаря Тоулструпу и его коллегам по цеху кары на фотоэлектрических панелях начинают превращаться в обыденный вид транспорта. А лучшие модели практически ничем не уступают классическим машинам на ДВС.

Нынешняя ситуация на рынке солнечных авто такова:

  • бюджетные модели массово используются в Китае в качестве городского транспорта на небольшие расстояния, до 50 км, между зарядными станциями;
  • гоночные болиды развивают скорость до 280 км/ч;
  • совокупная мощность батарей электрокаров достигает 20-25 кВт;
  • при 100 км/ч авто на солнечных батареях может проехать до 600 км;
  • в ясную погоду движение на минимальной мощности может продолжаться без подзарядки практически бесконечно. За день панели успевают дополнительно выработать столько энергии для АКБ, чтобы позволить машине ехать всю ночь.

Что изменила поездка авто на солнечных батареях через Австралию

Самым важным в достижении Ханса Тоулструпа стало доказательство простого факта – электромобили на фотоэлектрических панелях могут стать реальным средством передвижения. Более того – с учетом стремительного роста КПД со временем превзойти ДВС по всем значимым параметрам. Все, что для этого необходимо – улучшить достоинства, минимизировать недостатки и использовать современные технологические достижения.

  1. Высокие технологии.

Электрокары на солнечных батареях первыми получили ряд усовершенствований, впоследствии принятых на вооружение производителями классических моделей. К таковым относятся:

  • использование в конструкции сверхлегких и сверхпрочных материалов – карбона и углепластиков, что позволило в разы снизить вес машин;
  • установку электромоторов со сроком службы в 6-8 раз выше, чем у дизельных и бензиновых двигателей, из-за чего ныне почти половина «классики» делается гибридной;
  • дополнительный стимул для инвестиций в солнечную энергетику, поскольку панели вскоре понадобятся для оборудования зарядных станций по всему миру.
  1. Достоинства.

Таковые связаны не только с экологической чистотой, но и принципиально важными для любого водителя параметрами:

  • Беззвучность. Машины на солнечных батареях не шумят по причине отсутствия двигателя с движущимися частями.
  • Быстрый старт. Обычный серийный электрокар разгоняется до 100 км быстрее, чем сверхдорогие спортивные болиды «Формулы-1». Это неоднократно было доказано на испытаниях различных моделей «Теслы» Илона Маска в сравнении с гоночными «Феррари», «Мерседесом», «Ред Булл» и «Ламборджини».
  • Срок службы и надежность. У электрических авто эти показатели кратно выше. Сами панели могут без обслуживания и замены прослужить не менее 25 лет, а гарантия электромоторов – от 1 миллиона километров пути.
  • Возможность подзарядки непосредственно от дороги. Это преимущество уже используется в Китае и Европе, где дорогие и пока неэффективные покрытия из батарей заменили встраиванием в обычное дорожное полотно утопленного вглубь контактного рельса.
  1. Недостатки.

В основном они связаны с техническими параметрами, которые ежегодно будут улучшаться.

  • Расстояние езды на одной зарядке. На небольших скоростях уже сейчас может быть неограниченным. На более высоких – от 100 км/ч и выше – реализуется при появлении панелей, способных генерировать энергию даже ночью.
  • Максимальная скорость. Уже сегодня достигает почти 300 км/ч, но только у дорогостоящих моделей. У бюджетных вариантов ограничивается 50-60 км/ч.
  • Невысокий КПД. Пока не превышает 20-25%. У ДВС данный параметр равен 43-47%. Однако производительность фотовольтаики постоянно растет, и теоретически может достигнуть 80%. Для двигателей внутреннего сгорания показатель не изменится.
  • Цена. При сравнимых с ДВС характеристиках авто на солнечных батареях намного дороже. Недостаток будет преодолен по мере удешевления технологий изготовлений панелей и АКБ. У классической автопромышленности таких резервов нет.
  • Длительное время подзарядки аккумуляторной батареи. Уже сейчас недостаток частично устранен. По мнениям экспертов, новые технологии позволят заряжать машины за считанные минуты уже через 3-4 года.

Невероятное настоящее – проехать Австралию и не заметить

Первым прототипам «солнцемобилей» на фотоэлектрических батареях требовалась неделя, чтобы пересечь пятый континент. Водителям приходилось останавливаться на ночь и надеяться, что погода будет солнечной.

Современные типы солнечных панелей на крыше и корпусах лучших электрокаров позволяют совершить то же путешествие за 24 часа. Более того, машины все чаще оснащают автопилотами. Их уровень программного обеспечения уже сегодня таков, что автомобиль способен проехать от юго-восточного до северо-западного побережья без помощи водителя.

При желании можно в прямом смысле пересечь всю Австралию, не прикасаясь к рулю и не следя за дорогой.

Самые эффективные солнечные батареи для электрокаров

На первых авто устанавливались солнечные батареи на основе кремния. Поскольку расположение панелей было строго горизонтальным, их эффективность быстро падала при больших углах наклона относительно солнца.

Существенно повысить производительность смогли только современные тонкопленочные батареи, обладающие тремя важными преимуществами:

  • гибкостью, благодаря которой их можно было размещать вплотную к обтекаемому корпусу машин;
  • более широкой зоной поглощения излучения, что увеличивало эффективность утром, вечером, и в облачную погоду;
  • малой чувствительностью к перегреву.

Аналогичные батареи от американского гранда First Solar предлагает и компания Green Tech Trade. Для заказа оборудования и/или установки станции свяжитесь с нашими менеджерами.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО СОЛНЕЧНЫХ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ "ПОД КЛЮЧ"

ГОТОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ