Солнечный город-сказка Фрайбург

Солнечный город-сказка Фрайбург

Многие города «старой» Европы удивляют приезжих не только готическими соборами, но и удивительной интеграцией архитектурной старины с современными технологиями. Один из таких населенных пунктов, Фрайбург, более 30 лет называют «городом солнца». Причиной тому не погода, а количество домов с фотоэлектрическими батареями на крышах. По срокам внедрения фотовольтаики это столица района Брайсгау (земля Баден-Вюртемберг) является мировым лидером. Первый дом на полном обеспечении исключительно солнечной энергией здесь появился в далеком 1986 году. Он принадлежал местному архитектору и гениальному инженеру, для которого несомненная польза солнечных батарей была очевидна еще в прошлом столетии.

Почему именно Фрайбург?

Причиной столь раннего и активного развития в городе солнечной энергетики послужила история с проектом 1975 года по строительству вблизи Фрайбурга ядерного реактора. Результатом стали многотысячные протестные акции и возникновение мощного экологического движения. Частью деятельности «зеленых» было стремление осуществить постепенный переход на альтернативные источники энергии. В середине 1980-х это казалось неосуществимым, но немцам удалось доказать обратное.

Сегодня с высоты птичьего полета может показаться, что город почти полностью покрыт сверкающими солнечными панелями общей площадью около 30 000 кв.м. Совокупная мощность фотовольтаики в 230-тысячном Фрайбурге достигает 33 МВт, или 144 Вт на каждого жителя. Даже по меркам Германии это очень высокий показатель. К 2050 году 100% нужд городского хозяйства будет обеспечивать только солнце, запрет на автомобили с ДВС вступит в силу в 2028-м, а все новые здания строятся сразу с «солнечными» кровлями.

Рольф Диш и его идеи

Главным вдохновителем «зеленых» идей Фрайбурга считается архитектор и инженер Рольф Диш – автор первого в мире здания, которое вырабатывает больше энергии, чем потребляет. Гениальный немец является также многократным победителем в гонках на электромобилях:

  • чемпионата мира – 1986;
  • международного ралли Тур де Соль (Швейцария) – 1987;
  • ралли Дарвин – Аделаида (Австралия) – 1988.

Гоночный электрический болид LichtBlick – машина чемпиона – была создана и оборудована солнечными панелями лично Рольфом. Сегодня его авто, в качестве уникального экспоната, выставлено в Музее истории Бонна.

В 80-х годах прошлого века Диш построил знаменитое здание «Гелиотроп», ставшее домом архитектора. Его 60 солнечных батарей установлены на вращающейся цилиндрической конструкции и дают на 500% больше энергии, чем необходимо владельцу. Для сравнения, в 1990 году этот показатель составлял 170%. Управление фотоэлектрической установкой компьютерное, основанное на принципе «подсолнуха» — движения рабочих поверхностей вслед за солнцем.

Кроме того, жилище Рольфа:

  • собирает и использует для нужд владельца только отфильтрованную дождевую воду;
  • полностью очищает выходящие стоки и наполняет ими небольшой прудик на участке за домом;
  • перерабатывает бытовые отходы с последующей прессовкой в обезвоженные дезодорированные брикеты.

 «Солнечные» микрорайоны

Город знаменит сразу несколькими энергосберегающими решениями в масштабах микрорайонов.

  1. Вобан.

Квартал, в котором находится жилище Диша «Гелиотроп», был полностью реконструирован самим архитектором. Все здания в нем – от частных домов до крупного делового центра – «активные», и производят примерно втрое больше энергии от солнечных батарей, чем потребляют. Общественный транспорт – трамваи, а также автомобили общего пользования (carshare). Все свободное место занято зелеными зонами с пешеходными и велодорожками. Материал зданий – натуральное дерево с гидроизоляцией и качественной автоматической вентиляцией.

В микрорайоне 59 частных зданий и один «солнечный корабль» — единая панельная конструкция, объединяющая многоэтажный дом и соседний торговый центр. Общая производительность СЭС Вобана – около 1 000 МВт * ч ежегодно, из которых только 350 МВт * ч расходуется на нужды жителей и транспортную инфраструктуру.

  1. Ризельфельд.

Соседний с Вобаном квартал также основан на необычной интеграции фотовольтаики в старинную архитектуру. Солнечные панели здесь обеспечивают энергией даже церкви, а избыток отправляется в традиционную сеть по расценкам немецкого «зеленого тарифа». Туристов больше всего поражает мастерство, с каким местным архитекторам удалось гармонично объединить стиль в духе Ле Корбузье с длинными рядами современных гелио панелей.

  1. Современные микрорайоны.

Для них превращение каждого здания в небольшую СЭС осуществлялось уже на стадии строительства. Наиболее значимым и запоминающимся объектом следует назвать суперсовременную библиотеку университета Фрайбурга, кровля которой полностью отдана под фотоэлектрические элементы.

Широко известен и стадион местного футбольного клуба – схема расположения солнечных батарей на его крыше была разработана тем же легендарным Рольфом Дишем.

Насколько выгодны солнечные батареи для граждан?

Последний введенный в строй в начале 2020 года проект – огромный многофункциональный комплекс Smart Green Tower. Размеры солнечных батарей на его крыше превышают 5000 кв. метров, и на 84% обеспечивают электроэнергией торговые центры, рестораны, офисы, отели и жилые комнаты здания. Остальные 16% дают ультрасовременные полупрозрачные солнечные фасады. Накопленная днем избыточная генерация накапливается в системе АКБ мегаваттного класса на базе литий-ионных и редокс-ванадиевых аккумуляторов.

Продолжать строить «солнечный город» во Фрайбурге не только полезно, но и экономически выгодно. Электроэнергия из традиционных источников в Германии дорогая, и потому эргономичные дома полностью окупают себя, а затем начинают приносить прибыль.

Другие проекты солнечных городов

На сегодняшний день Фрайбург уже не является уникальным исключением. По всему миру – прежде всего в США, Японии, Австралии и даже Нигерии – существуют сотни небольших поселков и пригородов мегаполисов, единственным источником энергии которых служат солнце, вода и ветер. Среди наиболее известных проектов – мельбурнский Solar City, а также пригороды Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, «солнечные крыши» и аккумуляторы для которых поставила компания Tesla.

В среднесрочной перспективе такие объекты могут появиться и в Украине – в частности, на базе тонкопленочных теллурид-кадмиевых панелей от американского гиганта First Solar. Эти батареи второго поколения дешевле и долговечнее кремниевых аналогов, а годовая производительность на 20% выше.

Компания Green Tech Trade поможет Вам:

Наши менеджеры перезвонят Вам для согласования деталей и ответят на любые вопросы.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО СОЛНЕЧНЫХ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ "ПОД КЛЮЧ"

ГОТОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ